(Пеликитский) (2-я пол. VIII в.), прмч. (пам. 28 марта). С юных лет посвятил себя служению Богу. Много лет провел в затворе. Был рукоположен во пресвитеры, затем поставлен игуменом Пелекитского мон-ря на Вифинском Олимпе. Получил от Бога дар прозорливости и чудотворения. По его молитвам проливался дождь, наполнялись сети рыбаков, он избавлял посевы от вредителей, изгонял бесов, исцелял болящих и совершал др. чудеса. Однажды во время совершения литургии в Великий четверг военачальник-иконоборец по имени Лаханодракон ворвался в храм Пелекитского мон-ря и бросил на пол Св. Дары. 42 инока были закованы в кандалы и казнены. Оставшихся подвергли истязаниям: их били, опаляли бороды огнем, мазали лица смолой, вырывали ноздри. Во время этих мучений прп. И. Н. П. скончался.
Сведения об И. Н. П. в основном содержатся в каноне прп. Иосифа Песнописца (IX в.) (Μηναῖα. R., 1898. T. 4. P. 201-203). О разрушении Пелекитского мон-ря иконоборцем, стратигом фемы Фракисий Михаилом Лаханодраконом известно из исторических источников, но это событие относится к 764 г., когда игуменом обители был прп. исп. Феостирикт (пам. 29 февр.). Т. о., точное время кончины И. Н. П. установить трудно. Возможно, при Феостирикте И. Н. П. был простым монахом, игуменом он стал после кончины императора-иконоборца Константина V в 775 г. Вероятно, Пелекитский монастырь подвергся таким жестоким гонениям, поскольку противоречия с императором, доверенным лицом которого выступал Михаил Лаханодракон, носили не столько богословский, сколько политический характер (заговор Подопагура).
Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет И. Н. П. с прп. Иларием Чудотворцем (пам. 4 мая), видимо на основании совпадения нек-рых деталей из сказания об этих святых. Предположительно И. Н. П. упомянут в Житии прп. исп. Стефана, игум. Триглийского (пам. 28 марта), где тоже говорится о преследовании монахов иконоборцами. Упомянут И. Н. П. и в Житии прмч. Стефана Нового К-польского (пам. 28 нояб.). В визант. Синаксарях память И. Н. П. помещена также под 27 и 30 марта.